6 июля в 15:00 в Центре славянской письменности «Слово» продолжим слушать цикл «Все, что нужно знать по-церковнославянски: как говорили и писали в Древней Руси». На втором занятии мы поговорим о том, зачем в Средневековье подписывали изображения, что писали на иконах и почему надписи сокращали — чтобы сэкономить место, выделить священное или скрыть смысл?
Узнаем, что такое титла, какие они бывают и где мы их можем встретить. Наконец, потренируемся на практике и запомним основные сокращения слов в произведениях искусства.
Узнаем основные сокращения слов на иконах, фресках и крестах.
Разберем основные виды и типы титла.
Составим словарик часто сокращаемых слов.
Основатель Центра исследований древнерусской культуры «Зело», хранитель Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, преподаватель церковнославянского языка в ряде учебных заведений Санкт-Петербурга (Народный православный университет, Академия теологии и искусств и др.). Автор курса «Визуальные коды в памятниках древнерусской литературы», приглашенный лектор образовательного проекта «Арзамас», Библиотеки А.Ф. Лосева (Москва), Библиотеки книжной графики (Санкт-Петербург) и др., переводчик.
Центр изучения средневековой культуры ЗЕЛО осуществляет деятельность по следующим направлениям:
Экспозиция и образовательные программы Центра посвящены истории, настоящему и будущему кириллической письменности. Посетители могут узнать, как развивается письменность в России и мире, какую роль она играет в жизни разных народов и как на протяжении многих веков соприкасается с устной речью.
Экспозиция насыщена мультимедийными и интерактивными экспонатами, в разделе «Бесписьменная культура. Фольклор» зрители смогут послушать колыбельные песни и былины и посмотреть видео, находясь в специальных войлочных коконах.
Выставочное пространство (более 1000 кв. м) делится на несколько зон. Первая часть экспозиции рассказывает посетителю о возникновении и развитии письменности от древности до наших дней, вторая — о том, как тексты связаны с духовной, культурной и политической жизнью общества.
Третья часть посвящена истории и будущему главных символов письма — букв. Наш алфавит существует больше десяти веков — кириллица пришла на Русь сразу после Крещения. Однако за это тысячелетие азбука сильно изменилась. Из экспозиции можно узнать, сколько букв было в старославянском алфавите и сколько из них используется сейчас.
Заключительная часть — «Бесписьменная культура» — посвящена судьбе устной речи. Здесь рассказывается о фольклоре, языковых особенностях, невербальной коммуникации. Русский язык — это не только школьный учебник и словарь Ожегова; русский язык — это то, как на нем говорят люди. А говорят по-разному — получается, что существует много русских языков, которые похожи в главном, но могут очень различаться в деталях.