Виктор Осадчев: «Что такое звук и акустика? Звучащая музыка от древности до барокко»

Лекция
Вторник, 17 декабря 2019
19:00
Павильон «Рабочий и колхозница»


На первой встрече поговорим про звук как физическое явление. Узнаем, как и когда появилась музыка, какой она была в древности, как звучали инструменты 5–7 тысяч лет назад и в каких акустических условиях они звучали.

Будем говорить про зарождение европейской музыкальной культуры, основные принципы распространения звука в пространстве. Рассмотрим примеры музыкальных произведений, написанных для собора от григорианского хорала до свободного стиля в полифонии барокко. И увидим, как менялся музыкальный язык и музыкальные инструменты, на которых исполнялась эта музыка.

Виктор Осадчев о цикле: ««Как практикующий звукорежиссер, я в ежедневной практике сталкиваюсь с огромным музыкальным наследием, которое помимо музыкальных идей и мыслей отражает дух своего времени, философию, настроения в обществе. Как композитор, я вижу музыку как высказывание, отражение мира через свое субъективное восприятие, но, как звукорежиссер, я понимаю, что технические характеристики музыкального языка иногда диктуют формы этого высказывания. Либо наоборот — новые темы и потребности говорить о них порождают эволюцию языка музыки и новые методы, которыми транслируется эта мысль. В этом курсе я буду рассматривать музыку как структуру, сотканную из звука, поэтому сначала мы разберемся с самим понятием «звук» и каким он бывает. Рассмотрим, в каких условиях звук может находиться, как это влияет на него и, собственно, как из звука рождается музыка. Конечно, мы будем говорить и о гуманитарных характеристиках музыкальных эпох — иначе картина была бы неполной. А в конце попытаемся разобраться: почему же мы воспринимаем музыку так или иначе и что для этого сделал композитор, звукорежиссер, общество или же сама природа».

О цикле:

На ВДНХ стартует цикл лекций о музыке и ее связи с историей.

Мы часто рассматриваем музыку в культурном контексте и стараемся понять, что происходило в обществе и политике во время ее создания. Но разве вам не интересно посмотреть на техническую сторону этого процесса?

Музыка всегда существовала в разных условиях и зависела от разных факторов, влияющих на нее: акустики пространств, где она исполнялась, особенностей инструментов, для которых она была написана. Эти и многие другие факторы влияли на композиции, а иногда технический прогресс формировал условия для появления новых музыкальных идей.

Как звучала музыка в разное время? Как звук воспринимался человеком Античности, Ренессанса, Нового времени? Как менялись музыкальные инструменты и вместе с ними звучание музыки? Как технический прогресс изменил отношение человека с музыкой? В чем разница восприятия записанной или вживую сыгранной музыки? Ответы на эти вопросы будут даны в течение курса.



Виктор Осадчев

Композитор, звукорежиссер Московской филармонии, старший преподаватель РАМ имени Гнесиных, член Audio Engineering Society.

Закончил музыкальный колледж по классу фортепиано и академию Гнесиных (кафедра музыкальной звукорежиссуры). С 2012 года является звукорежиссером Московской филармонии, где осуществил записи ведущих оркестров и солистов России и Европы. Сотрудничает со звукозаписывающими лейблами Германии, Нидерландов, телеканалами Mezzo, Medici. Обладатель первой премии «Чистый звук» (за запись произведений русской академической музыки). Организовал 4-й Центрально-Европейский студенческий саммит CESS2014 MOSCOW.

Как композитор работает в кино и драматическом театре, выпустил альбомы и выступает с концертами камерной и оркестровой музыки. Недавняя премьера «Песни Песней» воплотила в себя идеи использования акустического пространства как части партитуры, по средствам партии звукорежиссера, осуществляющего sound mapping при непосредственном исполнении музыки.

Также является членом международной образовательной ассоциации Marabout (Франция).

Количество мест ограничено 50% вместимости зала. Необходимо пройти электронную регистрацию. Пожалуйста, регистрируйтесь, если точно собираетесь прийти на лекцию, и объективно оценивайте свое состояние здоровья, собираясь на массовые мероприятия. В помещении посетители должны находиться в масках. При входе измеряется температура и может быть отказано в посещении мероприятия при повышенных показателях или отсутствии маски. Мы заботимся о безопасности наших гостей.